Фанкойл – сложное техническое устройство, которое требует периодичного технического обслуживания. Подробнее о фанкойлах – читайте в статье Фанкойлы. Определение. Разновидности.

Что такое сервисное обслуживание фанкойлов и какие проводятся работы при этом.

В первую очередь, обслуживание фанкойлов предполагает выполнение ряда работ, непосредственно с самим агрегатом:

  • Предупреждение преждевременного выхода из строя элементов оборудования
  • Очистка воздухообрабатывающих устройств ( воздушный фильтр, радиатор, крыльчатка вентилятора)
  • Проверка электрических соединений, при необходимости их протяжка
  • Проверка надежности крепления блоков
  • Очистка и дезинфекция специальным составом радиатора теплообменника
  • Проливка и дезинфекция дренажной системы
  • Очистка дренажного поддона
  • Очистка воздухораспределительных устройств
  • Проверка герметичности обвязки фанкойла
  • Тестирование температурных режимов
  • Замер температуры прямой и обратной воды
  • Проверка работы сервопривода двух/трехходового клапана
  • Очистка грязевого фильтра на входе в обвязку
  • Проверка целостности утеплителя подводящей и обратной магистрали холодоснабжения.

Во вторую очередь, сервис фанкойла подразумевает инспектирование всех подводящих и отводящих коммуникаций, а именно:

  • трубопровод хладоснабжения
  • трубопровод теплоснабжения (для четырехтрубной системы)
  • трубопровод отвода конденсата (гравитационный и напорный)
  • запирающая и регулирующая артматура трубопроводов
  • дренажные насосы

Почему надо обслуживать фанкойлы.

Рассмотрим основные моменты, которые чаще всего встречаются на практике.

- засорение воздушного фильтра фанкойла – это одна из самых распространенных причин некорректной работы оборудования.

Обслуживание кассетного фанкойла

Воздушный фильтр задерживает на своей поверхности большую часть пыли, содержащейся в воздухе. Если пренебречь его очисткой, со временем, поверхность фильтра полностью покрывается слоем пыли, который препятствует свободному проникновению воздушных масс в корпус фанкойла. Параллельно с этим начинается процесс засорения пылью поверхности теплообменника, это происходит вследствии сильного засорения поверхности воздушного фильтра и проникновения не отфильтрованного от пыли воздуха через неплотности корпуса фанкойла. Для потребителя это ощущается как снижение производительности фанкойла, повышением/понижением (в зависимости от задачи) температуры в помещении.

Загрязненный настенный фанкойл Настенный фанкойл после обслуживания

На фото показан настенный фанкойл до (слева) и после (справа) нашего обслуживания.

- Поломка (разгерметизация) элементов обвязки фанкойла

Трещина во фланце двухходового клапана

При такой поломке, из микротрещины начинает капать вода. Это одна из самых опасных неисправностей фанкойлов, которую можно заметить при регулярном обслуживании и заблаговременно устранить. При такой поломке, вода может не только оставить заметные следы на потолке, но и вызвать короткое замыкание, попав, например, на светильник.

- Поломка привода трех/двухходового клапана. Сервопривод осуществляет приведение в движение шток трех/двухходового клапана, тем самым регулируя подачу хладо/теплоносителя в теплообменник фанкойла. При его поломке, жидкость не будет поступать в теплообменник фанкойла и, соответственно, фанкойл будет работать только на перемещение воздуха, не охлаждая/нагревая перемещаемый воздух. При каждом техническом обслуживании фанкойла, проверяется работоспособность сервопривода.

Сервопривод трехходового клапана

- Поломка электрической части фанкойла. Фанкойл имеет собственные вибрации при работе, поэтому надо следить за надежностью крепления электрических контактов. При техническом обслуживании, производится вскрытие клеммной коробки и протяжка электрических контактов. Также частой проблемой при нестабильном напряжении питания, является выход из строя предохранителей.

- Засор дренажной системы. На теплообменнике фанкойла, при работе на охлаждение, образовывается конденсат, который с мельчайшими частицами пыли попадает в дренажную систему. При длительной работе оборудования без обслуживания, образовывается слой грязевых отложений, которые забивают дренажную систему. Как следствие – с фанкойла начинает капать конденсат, который уже не может удалиться из-за отложенных загрязнений. При обслуживании фанкойла, производиться обработка теплообменника фанкойла специальным антибактериальным составом и очистка дренажной ванны. Эти мероприятия препятствуют отложению загрязнений в дренажной системе.

- Засор внутренней части теплообменника. Это самая коварная из всех проблем, которые могут произойти с фанкойлом. Случается это когда на входе в фанкойл не установлен грязевой фильтр. Для решения этой проблемы может использоваться специальное устройство (циркуляционный насос с собственной ёмкостью), которое присоединяется к фанкойлу, и специальным щелочным составом, в течение трех часов промывает внутреннюю поверхность теплообменника.

Периодичность сервисного обслуживания фанкойлов.

Теперь поговорим о том, как часто нужно обслуживать фанкойлы. Для удобства понимания, рассмотрим сначала двухтрубные фанкойлы (только охлаждение). Такой вид фанкойлов мы рекомендуем обслуживать три раза за сезон, ниже приведем пояснения для каждого технического обслуживания (полный список регламентных работ - Регламент проведения работ по обслуживанию фанкойлов ТО1,ТО2,ТО3):

  • ТО1. Основной целью данного технического обслуживания является полная ревизия фанкойла и подготовка его к летнему сезону (расконсервация) – выполняется при работающем чиллере. В данном случае выполняются все регламентные работы ТО1, открываются запорные краны фанкойла, снимается с консервации обвязка этажа (открываются запорные краны, при наличии – проверяется работа циркуляционных насосов), подается питание на фанкойлы и дренажные насосы, производится полная проверка и обслуживание дренажной системы.
  • ТО2. Это промежуточное техническое обслуживание. Его целью является снятие рабочих параметров оборудования, проверка, очистка воздушных фильтров.
  • ТО3. Это техническое обслуживание включает в себя спектр работ ТО2, также добавляется работа по консервации оборудования на зимний сезон (закрываются запорные краны фанкойлов, закрывается обвязка этажа, сбрасывается избыточное давление в системе).

Таким образом, обслуживание фанкойлов в летний период, рекомендуется производить:

  • ТО1 – май
  • ТО2 – июль
  • ТО3 – сентябрь

В этом случае, периодичность технического обслуживания фанкойлов составляет 2 месяца.

Четырехтрубные фанкойлы представляют систему, работающую на обогрев и на охлаждение. Такой фанкойл имеет две обвязки и два разных радиатора. Переключение между режимами зима/лето осуществляется вручную, путем перекрытия одной обвязки и открытия другой. По времени, такое переключение стоит осуществлять в мае – с обогрева на охлаждение и в сентябре – с охлаждения на обогрев.

Периодичность обслуживания такого вида фанкойлов, рекомендуется устанавливать следующую: каждые 2 месяца – промежуточное ТО для проверки рабочих параметров и очистки воздушных фильтров и 2 полных технических обслуживания во время переключения фанкойла с тепла на холод и обратно (май,сентябрь).

При таком графике технического обслуживания, можно сказать с уверенностью, что непредвиденных проблем, связанных с отказом оборудования не предвидится.