Вентиляция и кондиционирование в продуктовом магазине

Перед многими владельцами продуктовых магазинов, рано или поздно встает вопрос о создании микроклимата в торговом помещении. К этому приводят разные причины:

  • Необходимость обеспечения требуемых условий труда для рабочего персонала (в соответствии со ст. 212 ТК РФ).
  • Обеспечение комфортных условий для нахождения покупателей в торговом зале.
  • Поддержание необходимого температурного режима для сохранности реализуемого товара.

Мы в этой статье, попытаемся поэтапно разобраться в данном вопросе.

Ориентироваться мы будем на нормативную документацию, в данном случае - МГСН 4.13-97. В п. 5.22 и 5.23 мы можем прочитать следующее:

5.22. В продовольственных и непродовольственных магазинах торговой площадью до 400 м2 допускается проектировать вентиляции с естественным побуждением.

5.23. В помещениях магазинов торговой площадью 400 м2 и более, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован.

Поясним п. 5.22 – вентиляция в магазине до 400 м2 должна быть в любом случае, но она может быть с естественным побуждением (без применения механизмов и машин, приводящих воздух в движение)

В п. 5.23 мы находим интересную фразу: «Объем вытяжки должен быть полностью компенсирован» - то есть весь воздух, который мы удалили из помещения, нам необходимо подать обратно, очищенный от пыли и подогретый (в зимнее время)/охлажденный (в летнее время).

Понимая законодательное нормирование данного вопроса, мы двинемся далее. Так зачем же нужна вентиляция в магазине/ минимаркете / универмаге/ универсаме?

Высокая температура в магазине. Кондиционер в магазин.

В первую очередь – для удаления излишней теплоты. Всё дело в том, что большинство современных холодильников (гастрономические витрины, открытые холодильники для овощей, морозильные камеры) выполнены в моноблочном варианте – это означает что излишняя теплота, выделяемая при работе холодильного оборудования – выбрасывается обратно в помещение. Среднее значение теплоты, создаваемой таким холодильником 200 ватт/час от одной единицы оборудования, которых бывает в одном помещении до 20-ти. Эти дополнительные тепловыделения влияют на общее повышение температуры во всем помещении (вплоть до 40 °С). При повышении температуры помещения, установленное холодильное оборудование не может нормально обмениваться теплотой с окружающей средой и в итоге дает сбой. Такие ситуации могут происходить потому, что большинство торговых холодильников рассчитаны на работу при t° окружающего воздуха не более 30 °С. Таким образом, при отсутствии вентиляции в торговом помещении, создаются условия не благоприятные/опасные для покупателей, рабочего персонала и установленного торгового оборудования. На наблюдаемых нами объектах, после установки вентиляции, температурный режим стабилизировался с 40°С в торговом помещении, до температуры близкой к уличной (в летнее время ,без установки кондиционирования).

Одной из типовых ошибок владельцев торговых помещений, можно назвать попытки борьбы с повышенным температурным режимом в летнее время, с помощью кондиционирования помещения. В таком случае, владелец вместо того, чтобы удалять воздух с максимальной температурой (находящийся под потолком), начинает его охлаждать. Такой экстенсивный метод дает ощутимый результат только при увеличении необходимой мощности кондиционирования в 3-4 раза, что ощутимо «бьет по кошельку» владельца бизнеса (более мощное оборудование имеет, соответственно, бо’льшую стоимость и более затратно по энергопотреблению).

Монтаж кассетного кондиционера в продуктовом магазине

Наибольший эффект дает совместная работы системы кондиционирования и вентиляции – когда вентиляцией удаляется воздух с максимальной температурой и подается в помещение либо охлажденный, либо уличной температуры, а система кондиционирования уже доводит этот воздух до комфортных значений. Такой режим работы вентиляции, создает необходимость в обеспечении кратности воздухообмена 3-4 раза в час, соответственно это подразумевает повышение мощности на приточных и вытяжным аппаратах и увеличение диаметров сети воздуховодов.

Еще одним решением данного вопроса, является установка торгового оборудования с выносными конденсаторами. То есть при данном варианте, излишняя теплота выбрасывается на улицу с помощью выносного элемента – конденсатора. Данный тип оборудования является более дорогостоящим, требующим повышенной квалификации установщика и регулярного сервисного обслуживания.

Во вторую очередь – вентиляция нужна для удаления отработанного воздуха и замены его подготовленным воздухом (отфильтрованным от примесей пыли, подогретым/охлажденным).

Подведем итоги.

При проектировании самого магазина существует два варианта:

  1. Закупить более дешевое холодильное оборудование в моноблочном исполнении и понести дополнительные затраты на более мощную систему вентиляции и кондиционирования. Здесь надо будет учесть и износ достаточно дорогостоящего оборудования, его техническое обслуживание и ремонт.
  2. Установить в магазине холодильное оборудование с выносными конденсаторами, которое будет выбрасывать излишнее тепло на улицу и установить систему вентиляции и кондиционирования меньшую по мощности, чем в предыдущем примере.

Что будет более выгодным – надо смотреть на реальном примере. А совет можем дать только один – не экономить изначально на труде специалистов, они помогут Вам сэкономить гораздо больше средств в дальнейшем.